Вітаю Вас, Гость! Реєстрація

Шпаргалка

Середа, 01 Травня 2024

26. МОДЕЛИ ПОСТРОЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ СТРУКТУРЫ В ФЕДЕРАТИВНЫХ
И УНИТАРНЫХ ГОСУДАРСТВАХ
Организация государственных финансов опреде-
ляется типом государственного устройства.
Типы организации государственных финансов
1 .Унитарный тип предполагает построение двух-
звенной системы в составе централизованного и мест-
ного уровней. Отличается жесткой централизацией
принимаемых решений, наличием сильных централь-
ных и слабых местных органов власти, а также зна-
чительным уровнем перераспределительных процес-
сов, преобладанием в совокупном общественном
продукте государственных средств. Характерен для
унитарных государств. Классический пример - фи-
нансовая система СССР.
Преимущества:
1)в случае тяжелого экономического положения
страны при значительном дефиците финансовых
ресурсов позволяет использовать их на наиболее
значимых направлениях в интересах всей страны;
2) позволяет управлять страной при незначительном
количестве центральных органов.
Недостатки:
1)отсутствие оперативного руководства;
2) чрезмерное перераспределение и централизация
замедляют оборачиваемость средств.
2. Конфедеративный тип основан на сильных
местных органах и слабом центре, характерны зна-
чительные центробежные явления при распределе-
нии средств и низкий уровень перераспределитель-
ных процессов.
Преимущества:
1) быстрое принятие решений и оборачиваемость
средств;
2) высокая степень самостоятельности местных ор-
ганов власти.
Недостатки:
1)B случае неравномерности развития территорий
возникает проблема с финансовым выравниванием;

2) слабые центральные органы власти не могут конт-
ролировать экономическое положение страны.
Пример - система государственных финансов
в СССР при М. С. Горбачеве.
3. Федеративный тип основан на,сочетании черт
унитарного и конфедеративного типов. Существует
в союзных государствах.
Предполагает наличие трехзвенной системы орга-
низации государственных финансов в составе цент-
рального правительственного, регионального и мест-
ного уровней.
Бюджетное устройство - организация бюджет-
ной системы.
Бюджетная система - основанная на экономи-
ческих отношениях и государственном устройстве
совокупность федерального бюджета, бюджетов
субъектов Федерации и бюджетов государственных
внебюджетных фондов.
Бюджетный федерализм - распределение
прав, компетенций, источников доходов между
уровнями власти.
Модели бюджетного федерализма:
^кооперативная (европейская) - в странах с жест-
кой вертикалью власти. Существует единый пе-
речень налогов, определяемый федеральным пра-
вительством, полномочия нижестоящих бюджетов
существенно ограничены, ведется активная поли-
тика территориального выравнивания за счет до-
таций. Оптимальна для стран с неравномерным
развитием территорий, но порождает иждивенчество
на местах, так как большая часть доходов носит
регулирующий характер;
2) децентрализованная (американская). Каждый уро-
вень системы самостоятельно определяет ставки
и размеры налогов, в законодательном и финан-
совом плане нижестоящие уровни независимы от
вышестоящих. Действует четкое разграничение до-
ходов и расходов между уровнями системы и от-
сутствуют предметы совместного ведения.