Вітаю Вас, Гость! Реєстрація

Шпаргалка

Середа, 01 Травня 2024

27. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
Бюджетное устройстве - это организация бюд-
жетной системы, принципы ее построения, совокуп-
ность бюджетов государства.
Организационная структура включает республи-
канский бюджет, 21 бюджет республик в составе РФ,
55 краевых и областных бюджетов, городские бюдже-
ты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюдже-
тов автономных округов, бюджет Еврейской автоном-
ной области и около 29 тыс. местных бюджетов.
Единой правовой базой бюджетной системы
является Конституция РФ и Закон «Об основах бюд-
жетного устройства и бюджетного процесса в РФ».
Бюджеты нижестоящих органов самоуправления
не входят своими доходами и расходами в бюдже-
ты вышестоящих уровней.
Принципы бюджетного устройства: единство,
полнота, реальность, гласность и самостоятельность
всех бюджетов, входящих в государственную бюд-
жетную систему.
Свод федерального бюджета и бюджетов субъек-
тов Федерации образует понятие «консолидиро-
ванный бюджет» РФ.
В соответствии с законодательством РФ доходная
часть территориальных бюджетов должна состоять
из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций
и субвенций, кредитных ресурсов.
Закрепленные доходы - доходы, полностью по-
ступающие в соответствующие бюджеты (например,
налог на имущество предприятий для бюджетов РФ).
Регулирующие доходы - средства, передавае-
мые из вышестоящего звена бюджетной системы ни-
жестоящему бюджету.
Дотации - средства, передаваемые из вышестоя-
щего бюджета в твердой сумме для сбалансирова-
н и я нижестоящего бюджета при его дефиците.

Субвенции - средства на возмещение текущих
расходов и на финансирование инвестиционной дея-
тельности.
Субвенции на возмещение непредвиденных рас-
ходов из бюджетов республик, краев, областей, на
ликвидацию последствий стихийных бедствий, ка-
тастроф и других ЧП предоставляются по решению
правительства РФ за счет резервных фондов пра-
вительства, а также целевых отчислений из федераль-
ного бюджета, выделяемых по предложению Прави-
тельства.
Субвенция, не использованная в срок или исполь-
зованная не по назначению, полежит возврату. Воз-
врат осуществляется в бесспорном порядке за счет
средств получателя субвенций в трехмесячный срок
после решения органа, выдавшего субвенцию.
Кредитные ресурсы - средства, предоставляе-
мые на кредитной основе, т. е. на основе платности
и возвратности.
В целях сбалансированности бюджетов устанавлива-
ются предельные размеры дефицита бюджета. Если этот
показатель превышен или значительно снизились
доходы бюджета, то вводится механизм секвестра рас-
ходов - это пропорциональное снижение государ-
ственных расходов на 5,10,15 % ежемесячно по всем
статьям бюджета в течение оставшегося текущего
года. Защищенными статьями являются зарплата,
стипендии, государственные пособия. Покрытие де-
фицита осуществляется также за счет выпуска госу-
дарственных займов и кредитов международных фи-
нансовых организаций.
Все доходы и расходы располагаются в бюджетах
по единой бюджетной классификации, представляю-
щей собой группировку доходов и расходов бюдже-
тов всех уровней с присвоением объектам класси-
фикации группировочных кодов. Это обеспечивает
сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.